Взято из статьи "Новой газеты", иллюстрированный взгляд на школьное обучение.
Однажды животные решили, что должны совершить что-нибудь героическое, чтобы достойно решать проблемы «нового мира». И они организовали школу.
Они составили программу занятий, которая состояла из беганья, лазанья, плавания и полета. Чтобы было легче контролировать выполнение программы, она была одинаковой для всех животных.
Утка отлично преуспевала в плавании, даже лучше своего наставника, но у нее были посредственные оценки за полет и еще хуже — за бег. Поскольку она так медленно бегала, ей приходилось оставаться после уроков и отказываться от плавания, чтобы учиться бегу. От этого ее бедные лапки совсем ослабли, так что она и плавать стала неважно. Но посредственные оценки по этой школе засчитывались, так что никого это не беспокоило, кроме самой утки.
Кролик сначала был лучшим в классе по бегу, но у него случился нервный срыв из-за того, что нужно было так много наверстывать в плавании.
Белка была отличницей по лазанью, но вскоре у нее начались неприятности на занятиях по полету, где учитель заставлял ее взлетать с земли, а не спускаться с верхушки дерева. У нее также произошел срыв из-за переутомления, и она получила тройку за лазанье и двойку за бег.
Орел вообще оказался трудным учеником, и его постоянно строго наказывали. На занятиях по лазанью он первым добирался до вершины дерева, но упорно делал это по-своему.
В конце года аномальный лось, который умел отлично плавать, а также бегал, лазал и немного летал, получил самые высокие средние оценки и выступал на выпускном вечере от имени своего класса.
Луговые собачки не стали ходить в школу, потому что администрация не включила в программу рытье нор. Они научили своих детей охотиться и позднее, объединившись с лесными сурками и сусликами, создали преуспевающую частную школу.
Впервые я прочитала текст этой притчи в 1994 году, тогда нам, изучавшим американскую стратегию "Развитие критического мышления через чтение и письмо", её авторами-разработчиками было предложено развернуть работу над содержанием притчи (как ученикам, осваивающим очередные новые приёмы из этой стратегии...) В памяти осталась острая реакция на столь выразительный сюжет: так я получила прививку от обучения "всех всему одинаково".
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Лариса Николаевна! Страшно верная притча, к сожалению, "Всех под одну гребёнку..." Еще вспоминается жуткая иллюстрация , изображающая несчастного Буратино, в которого насильно запихивают разные "знания" Лиса Алиса и Кот Базилио.
ОтветитьУдалитьНо всегда были и есть педагоги, учитывающие индивидуальные способности каждого ребенка, позволяющие ему, этому ребёнку идти по своему собственному пути, своим темпом, в зоне своего ближайшего развития. чему, собственно говоря, и призывают нас новые образовательные стандарты.